Бизнес-план – это комплексный план создания или развития бизнеса. Структура и содержание бизнес-плана зависят от целей его разработки. Бизнес-план может разрабатываться по конкретному предпринимательскому проекту или по предприятию в целом. В последнем случае данный план выполняет роль плана развития предприятия. Как правило, основной функцией бизнес-плана является привлечение денежных средств. Если бизнес-план разрабатывается с целью привлечения денежных средств из государственного бюджета, наряду с коммерческим эффектом необходимо рассчитывать бюджетный эффект. Под бюджетным эффектом бизнес-плана понимается превышение доходов бюджета над расходами бюджета при осуществлении бизнес-плана.
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта представлена в табл. 10.3.
Бизнес-план разрабатывается на срок не менее срока окупаемости проекта. При этом, количественные показатели по первому году реализации проекта рассчитывают с помесячной разбивкой, по второму году – с поквартальной разбивкой. Начиная с третьего года, показатели планируются в целом на год.
Таблица 10. 3
Типовая структура бизнес-плана инвестиционного проекта
Раздел |
Содержание |
Резюме проекта |
Цель и сущность проекта. Преимущества продукции и объем ожидаемого спроса, потребность в инвестициях, срок возврата вложенных средств. Показатели коммерческой эффективности проекта. Социальные проблемы, которые помогает решить проект. |
Анализ положения дел в отрасли |
Общая потребность в продукции в регионе и России. Ожидаемая рыночная доля. Потенциальные конкуренты. Анализ аналогов продукции. |
Производственный план |
Производственная программа. Принятая технология. Требования к организации производства. Состав оборудования и условия поставок. Поставщики сырья и материалов. Численность работающих и затраты на оплату труда. Стоимость производственных основных фондов. Порядок начисления амортизации. Годовые затраты на выпуск продукции и себестоимость единицы продукции. Общая стоимость инвестиционного проекта. Обеспечение экономической и технической безопасности. |
План маркетинга |
Патентная ситуация. Организация сбыта. Торгово-сбытовые издержки. Обоснование цены на продукцию. Программа по организации рекламы. Программа реализации продукции. |
Организационный план |
Сведения о субъекте, осуществляющем проект: организационно-правовая форма, форма собственности, показатели для оценки финансового состояния. Предполагаемая организационная структура. Распределение обязанностей между членами руководящего состава.. |
Финансовый план |
Прогноз объемов реализации, план доходов и расходов, план денежных поступлений и выплат; сводный балансовый план активов и пассивов, анализ безубыточности, анализ чувствительности, стратегия финансирования. Стратегия финансирования содержит информацию о прогнозируемых источниках, форме и динамики финансирования проекта |