Финансовое планирование в системе контроллинга

Автор admin, дата создания Вт, 02/23/2010 - 16:23.

На зарубежных предприятиях  финансовое планирование рассматривается как одна из функций  системы контроллинга (рис. 1.3).

Контроллинг – комплексная межфункциональная концепция управления, целью которой является координация систем планирования, контроля и информационного обеспечения.

Подпись: Проектное   планирование2

Рис. 1.3. Контроллинг в рамках управленческих задач предприятия

Наиболее известным в области контроллинга является научный труд доктора экономических наук, возглавляющего Институт планирования на предприятиях, профессора кафедр экономики предприятия Университета Юстуса Либиха в Гиссене и берлинского технического университета Дитгера Хана «Планирование и контроль: стоимостно-ориентированные концепции контроллинга».  По мнению Д. Хана «Контроллинг можно интерпретировать как информационное обеспечение ориентированного на стоимостный результат управления предприятием». 

Идеи контроллинга получили достаточно широкое распространение в развитых зарубежных странах. Например, в  немецкой практике нет практически ни одного промышленного предприятия, у которого не было бы отдела контроллинга или должности контроллера .

Роль контроллера в системе планирования, как правило, заключается:

  • в организации общего процесса планирования в компании (в части определения вида и числа планов, форматов и содержания планов, временной последовательности процессов планирования);
  • в координации отдельных планов;
  • в общефирменном планировании финансовых результатов и движения денежных средств.

К задачам контроллера по классификации Института финансовых руководителей (1962) в области планирования относят составление, координацию и реализацию планов предприятия как интегрированной части менеджмента при контроле хозяйственной деятельности. При этом планирование, осуществляемое контроллером, охватывает планы прибыли, программы инвестиций и финансирования, планы сбыта, бюджеты накладных расходов и нормативы издержек.

Тема контроллинга за прошедшие годы получила развитие не только в трудах зарубежных ученых, но и российских авторов. Это связано с появлением в России сложных корпоративных структур и осознанием важности достижения определенных финансово-экономических целей для выживания и развития предприятия в рыночной экономике. Расширяется практика создания отделов контроллинга в отечественных организациях, имеющих дивизиональную структуру управления. В то же время, формирование службы контроллинга на отечественном предприятии, уже имеющем планово-экономическую и финансовую службу, приводит к дублированию функций. Дело в том, что в отечественной практике большинство функций контроллера традиционно закрепляется  за планово-экономическим и финансовым отделами (рис. 1.4). Другое дело, что данные отделы могут использовать неэффективные методы и инструменты реализации функций контроллинга.

Зарубежный опыт

Отечественный опыт

Функции отдела контроллинга в области внутрифирменного планирования

Типовые функции планово-экономического отдела в области внутрифирменного планирования

Типовые функции финансового отдела в области внутрифирменного планирования 

Организация общего процесса планирования в компании

Организация и общее руководство разработкой проектов перспективных и текущих планов предприятия

 

Координация отдельных планов предприятия

Обеспечение согласованности и взаимной увязки планов цехов и служб. Внесение соответствующих корректировок в планы предприятия и отдельных структурных подразделений

 

Общефирменное планирование финансовых результатов и движения денежных средств

Составление проекта плана предприятия в целом

Составление проектов финансовых планов. Определение плановой суммы прибыли на год и квартал. Составление плана распределения прибыли Разработка оперативных финансовых планов

Рис. 1.4. Зарубежный и отечественный опыт закрепления функций контроллинга за подразделениями предприятия

Однако решать данную проблему путем создания еще одного подразделения крайне нецелесообразно. Необходимо или привести работу планово-экономического и финансового отдела в соответствие с современными требованиями или создать отдел контроллинга, ликвидировав  планово-экономический отдел.

Вклад концепции контроллинга в теорию и практику финансового планирования:

  • указывает на необходимость тесной связи системы финансового планирования с учетом и контролем;
  • определяет требования к системе  финансового планирования, обеспечивающие эффективный контроль;
  • разрабатывает методики планово-контрольных расчетов, ориентированных на достижения стоимостных целей.

Недостатки финансового планирования в рамках традиционной концепции контроллинга:

  • преимущественно ориентация на достижение стоимостных показателей за период, а не на клиента;
  • функция планирования отделена от функции исполнения;
  • планирование осуществляется, прежде всего, для контроля, а не для поддержки управленческих решений;
  • ориентация на деятельность подразделений, а не на цепочки ценностей;
  • недостаточная гибкость в связи с высокой централизацией процесса планирования.

Осознавая данные недостатки,  ряд предприятий осуществляет процесс реинжиниринга системы контроллинга с учетом следующих принципов:

  • принцип процессно-ориентированной интеграции задач;
  • принцип ориентации на клиента;
  • принцип самоответственности и самоуправления.

В качестве новых инструментов и методов  используются:

  • система раннего распознавания;
  • управление стоимостью, направленное на увеличение стоимости компании в долгосрочной перспективе;
  • система сбалансированных показателей, позволяющая реализовать стратегию компании;
  • расчет целевых затрат, позволяющий создавать продукты в соответствии с требованиями рынка;
  • управление затратами процессов и процессно-ориентированное измерение результативности, используемые для построения прозрачных и оптимальных с точки зрения времени, качества и затрат бизнес-процессов;
  • бенчмаркинг, позволяющий структурировано проводить сравнения с определенным ориентиром и постоянно совершенствоваться;
  • процессно-ориентированное бюджетирование, позволяющее составлять бюджеты, ориентированные на конечный результат.