Финансовые цели предприятия и плановые финансовые показатели

Автор admin, дата создания Вт, 02/23/2010 - 18:28.

Цели предприятия традиционно трактуются как желаемые результаты функционирования предприятия в будущем. Финансовые цели отражают желаемые финансовые результаты и параметры финансового состояния предприятия.

Сторонники классической экономической теории в качестве основной финансовой цели предприятия, функционирующего в условиях рынка, называют прибыль (Profit Maximization Theory). При этом необходимо уточнить, что под прибылью в данном случае понимается не бухгалтерская оценка финансовых результатов, а разница  между доходами и величиной  явных бухгалтерских и неявных издержек, связанных с использованием ресурсов. По мере развития экономической науки прибыль стали рассматривать не только в краткосрочном, но и долгосрочном аспекте, понимая, что ряд управленческих решений, направленных на увеличение финансовых результатов в будущем, может привести к уменьшению прибыли в ближайшем краткосрочном периоде. Однако использование долгосрочной экономической прибыли в качестве цели функционирования предприятия значительно усложняет промежуточную оценку степени приближения к данной цели.

В настоящее время большинство ученых-финансистов основной финансовой целью функционирования предприятия как экономического субъекта считают увеличение благосостояния собственника [38, 39]. Данную точку зрения разделяют и некоторые отечественные ученые, решающие проблемы управления и планирования деятельности предприятия. Хотя в литературе обнаруживаются различные подходы к количественному определению благосостояния собственников, можно с уверенностью утверждать, что все они связывают данное благосостояние не с краткосрочной прибылью, а со стоимостью собственного капитала (Wealth Maximization Theory). Это объясняется тем, что доход собственника включает как текущую часть, связанную с получением учредительного дохода, так и  капитализированную часть, увеличивающуюся при увеличении рыночной стоимости собственного капитала. Для того, чтобы цель была конкретна она должна быть представлена определенным набором показателей, предпочтительно имеющих количественную  оценку и привязку ко времени.

Плановый показатель – это обобщенная количественная оценка будущего состояния объекта планирования и процессов, протекаемых на данном объекте. Каждый показатель имеет качественную и количественную стороны.

Качественная сторона отражает модель расчета показателя, его общее содержание безотносительно к конкретному размеру. Количественная сторона характеризует конкретный размер показателя, его величину.

Плановый показатель, выполнение которого контролируется, некоторые авторы называют планово-контрольным показателем.

Плановые финансовые показатели делятся на целевые и контрольные.

Примеры целевых финансовых показателей, используемых предприятиями различных стран, приведены в табл. 2.1

Наиболее полный перечень плановых финансовых показателей представлен в книге доктора экономических наук, возглавляющего Институт планирования на предприятиях, профессора кафедр экономики предприятия Университета Юстуса Либиха в Гиссене и берлинского технического университета Дитгера Хана «Планирование и контроль: стоимостно-ориентированные концепции контроллинга». Данный перечень приведен в табл. 2.2. Целевые показатели в таблице выделены жирным шрифтом.

Таблица 2.1

Примеры целевых финансовых показателей крупных предприятий

Страна

Целевые финансовые показатели крупных компаний

Великобритании

Долгосрочные: объем продаж, «прибыль на акцию», рыночная капитализация Краткосрочные: рентабельность инвестированного капитала (ROI); операционная прибыль (EBIT)

Германии

Стоимость капитала, оборот (S),  операционная прибыль (EBIT), рентабельность инвестированного капитала (ROI), инвестированный капитал (I), ставка затрат на капитал (WACC), нормированная прибыль после вычета налогов (NOPAT)

России:

 

Заволжский завод гусеничных тягачей

Маржинальная прибыль, рентабельность капитала

ОАО «Подольск-огнеупор»

Маржинальная прибыль, маржинальная рентабельность продукции, рентабельность оборотного капитала

ЗАО Чайковский текстиль

Чистая прибыль, маржинальная прибыль, рентабельность продукции, рентабельность продаж

Таблица 2.2

Финансовые показатели, предложенные Д. Ханом

Первичные показатели

Вторичные показатели

Объем имеющихся заказов

Экономическая добавленная стоимость (EVA)

Поступление заказов

Экономическая прибыль (EP)(прибыль после вычета затрат на капитал и налогов)

Поступления денежных средств

Избыток или дефицит платежных средств

Выплаты денежных средств

Балансовый результат

Затраты

Сумма покрытия

Доходы

Рентабельность капитала

Стоимостные результаты производства

Рентабельность оборота

Себестоимость реализованной продукции

Оборачиваемость капитала

Выручка

Рентабельность собственного капитала (ROE)

Затраты на производство (расчетные с учетом линейной амортизации, расчетных процентов и надбавки за риск)

Рентабельность инвестированного капитала (ROI)

Материальные издержки

Стоимость собственного капитала

Издержки на оплату труда

Ставка затрат на капитал (WACC)

Амортизация

Рыночная добавленная стоимость (MVA) или чистая стоимость капитала

Затраты на управление

Стоимость совокупного капитала в форме дисконтированного свободного денежного потока DFCF (по предприятию, в отношении отдельных инвестиционных объектов и инвестиционных программ)

Затраты на сбыт и распределение

Производственный результат до выплаты процентов и налогов или операционный результат до выплаты процентов и налогов (EВIT)

Затраты на НИОКР

Операционный результат до выплаты процентов, налогов и амортизации нематериальных активов (EВITA)

Операционная прибыль

Операционный результат до выплаты процентов, налогов и амортизации материальных и нематериальных активов (EВITDA)

Прибыль до налогообложения

Финансовый результат

Чистая прибыль

Вновь созданная стоимость (доходы минус затраты на материалы, покупные изделия и услуги со стороны, амортизации)

Инвестиции

Вновь созданная стоимость / затраты на персонал

Потребность во внешнем финансировании

Показатели, ориентированные на ликвидность:

Неиспользованные кредитные линии

Ликвидность

 

Операционный денежный поток