Полномочия Государственной Думы и ее участие в управлении государством

Автор admin, дата создания Вс, 03/14/2010 - 22:40.

Компетенция Государственной Думы определена Кон­ституцией РФ, регламентом Думы, некоторыми актами текущего за­конодательства. К ее полномочиям относятся:

1) принятие законов. Это главное полномочие Государственной Думы. Свои важнейшие решения она, как правило, облекает в форму законов;

2) ежегодное утверждение государственного бюджета (в отличие от иных законов он принимается в четырех чтениях, затем закон о бюджете одобряется Советом Федерации), единого социального фонда, федеральных налогов и сборов, финансовых законов и др. Го­сударственная Дума утверждает ежегодно отчет Правительства об ис­полнении государственного бюджета. Принимались также законы об изменении государственного бюджета в ходе его выполнения из-за возникших кризисных условий;

3) дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. Государственная Дума должна рассмотреть кан дидатуру в течение семи дней со дня внесения ее Президентом РФ или его полномочным представителем в Государственную Думу. Претендент на эту должность должен явиться в Думу и ответить на вопросы депутатов (не более 30 минут). Затем представители фрак­ций и депутатских групп (но не любые депутаты) высказываются «за» или «против» кандидатуры. Решение о даче согласия принима­ется тайным или открытым голосованием, если за это выскажутся большинство депутатов. Если кандидат будет отклонен Думой, Пре­зидент в течение недели представляет вторую кандидатуру, а если и эта будет отклонена — третью (также в течение недели). После трехкратного отклонения представленных кандидатур Президент на­значает Председателя Правительства РФ, распускает Государствен­ную Думу и назначает новые выборы в нее. Конституционный Суд РФ в постановлении 1998 г. указал, что при этом не обязательно представлять новые кандидатуры — может быть представлена триж­ды одна и та же кандидатура. Однако, как представляется, такие поступки будут свидетельствовать или о желании Президента РФ оказать давление на Думу (что и наблюдалось при троекратном представлении кандидатуры СВ. Кириенко в 1998 г., утвержденной лишь в третий раз), либо о его нежелании сотрудничать с Думой и о стремлении добиться ее роспуска;

4) решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству. Вопрос о доверии ставит само Правительство (его Председатель). Если решение о доверии не принимается (не получает большинства голосов от обще­го состава Думы), ставится другое предложение — о недоверии. Если и оно не принимается (не получает такого же большинства), вопрос с обсуждения снимается, Правительство остается. Правительство РФ может ставить вопрос о доверии и вне связи с вопросом о недоверии, по своей инициативе.

Вопрос о недоверии ставится по инициативе не Правительства (как вопрос о доверии), а Думы — группы депутатов численностью не менее 1/г, от общего числа (т.е. 90 человек). Вопрос рассматривается Думой в течение недели после его внесения. При этом Председатель Правительства (его заместитель) может выступить в Думе, задаются вопросы, происходит обсуждение (преимущественное право на вы­ступление принадлежит представителям депутатских объединений). Постановление о недоверии Правительству может быть принято от­крытым или тайным голосованием большинством голосов от общего числа членов палаты. В случае выражения недоверия Президент может уволить Правительство в отставку, а может не делать этого. Если в течение трех последующих месяцев будет вынесен второй вотум недоверия, Президент РФ обязан либо уволить Правительство в отставку, либо распустить Думу.

Вопрос о доверии или недоверии ставится в отношении Прави­тельства в целом, а не отдельных министров, хотя Государственная Дума принимала постановления, рекомендующие Президенту РФ уволить некоторых министров. Вопрос о недоверии Правительству РФ рассматривался неоднократно (последний раз в 2003 г.), но поста­новление о недоверии Правительству РФ было принято один раз — в 1995 г. В ответ Правительство поставило в Думе вопрос о доверии. Отказ в нем мог повлечь роспуск Государственной Думы. Этот вопрос не голосовался. Был достигнут компромисс: если второй раз вопрос о вотуме недоверия по предварительным подсчетам не наберет необхо­димого числа голосов, Правительство отзывает из Думы свое предло­жение о доверии. Так и произошло;

5) назначение на должности и освобождение от должностей не­которых высоких должностных лиц (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека), 1/5 членов Центральной из­бирательной комиссии. Кандидатура Председателя Центрального банка представляется Президентом РФ, Председатель Счетной палаты и половина ее аудиторов назначаются Государственной Думой по рекомендации ее комитета по бюджету, Уполномоченный по правам человека назначается после рейтингового голосования по кандида­турам, когда часть кандидатов отсеиваются. Для назначения необхо­димо большинство голосов от общего (списочного) состава Думы. Назначение Уполномоченного по правам человека имело место дважды (в 1994 и 1998 гг.), смещение — один раз (в 1995 г.). После рейтингового голосования назначаются также члены Центральной избирательной комиссии;

6) объявление амнистии. Это полное или частичное освобожде­ние от наказания лиц, совершивших уголовное преступление, заме­на наказания более мягким, снятие судимости с отбывших наказа­ние. Государственная Дума объявляла амнистию своими постанов­лениями более 10 раз (последний раз в 2003 г. в связи с событиями в Чечне);

7) выдвижение обвинения против Президента РФ для его отреше­ния от должности. Предложение о выдвижении обвинения может быть внесено не менее чем третьей частью депутатов (150 человек). Оно должно содержать конкретные указания на признаки преступле­ния. Далее избирается специальная комиссия (15 членов), ее предсе­дателя избирает Государственная Дума путем открытого голосования. Члены комиссии избираются общим списком по представлению депу татских объединений (должны быть представлены в комиссии про­порционально). Специальная комиссия проверяет обоснованность об­винения (истребует материалы, приглашает на свои заседания различ­ных лиц, привлекает экспертов и т.д.) и формулирует обвинение. Затем представитель комиссии делает доклад на заседании Государст­венной Думы. Решение о выдвижении обвинения должно быть приня­то Думой 2/з голосов;

8) рассмотрение внешнеполитических вопросов в связи с обраще­ниями Президента, докладами Правительства, по инициативе комите­тов палаты, по собственной инициативе. Государственная Дума при­нимает много обращений и заявлений, выражающих позицию Думы по различным международным вопросам, по вопросам внешней поли­тики РФ;

9) обращение в Конституционный Суд РФ. Государственная Дума от своего имени или по крайней мере пятая часть депутатов вправе обращаться с запросами в Конституционный Суд РФ о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Прези­дента, Совета Федерации, Правительства, нормативных актов субъек­тов Федерации и некоторых других правовых документов.