Метод процента от продаж (метод пробки) можно отнести к группе методов прогнозирования на основе "пропорциональных зависимостей".
С помощью данного метода осуществляют прогнозирование статей актива и пассива предприятия.
Метод процента от продаж базируется на следующих положениях:
1. Переменные затраты, текущие активы и текущие обязательства при наращивании объема продаж на определенное количество процентов увеличиваются в среднем на столько же процентов.
2. Процент увеличения стоимости основных средств рассчитывается под заданный процент наращивания оборота в соответствии с техническими условиями бизнеса и учетом наличия недогруженных основных средств на начало периода прогнозирования, степенью материального и морального износа наличных средств производства. Если производственные мощности загружены полностью, делают допущение, что потребность в основных средствах изменяется прямо пропорционально изменению объему выпуска продукции. Если возможно увеличение объема выпуска продукции за счет дозагрузки производственной мощности, величину основных средств в плановом периоде устанавливают на уровне базовой.
3. Долгосрочные обязательства и акционерный капитал берутся в прогноз неизменными, нераспределенная прибыль прогнозируется с учетом нормы распределения чистой прибыли на дивиденды и чистой рентабельности реализованной продукции: к нераспределенной прибыли базового периода прибавляется прогнозируемая чистая прибыль (произведение прогнозируемой выручки на чистую рентабельность продаж) и вычитаются дивиденды (прогнозируемая чистая прибыль, умноженная на норму распределения чистой прибыли на дивиденды).
4. Сопоставляя полученные значения активов и пассивов определяют «пробку», то есть разность сумм активов и пассивов.
5. Если активы превышают пассивы, потребность в имуществе больше источников финансирования. В этом случае необходимо либо увеличить сумму источников финансирования (например, запланировав привлечение банковского кредита), либо найти пути уменьшения потребности в имуществе (например, сократив интервал между поставками материалов и, тем самым, уменьшив запасы материалов на складе).
6. Если пассивы превышают активы, потребность в имуществе меньше источников финансирования. В этом случае необходимо либо уменьшить сумму источников финансирования (например, запланировав погашение банковского кредита), либо осуществить дополнительные инвестиции (например, купить акции другого предприятия или реинвестировать средства в собственное производство).
7. При выборе конкретных путей балансирования активов и пассивов необходимо предварительно оценить будущее финансовое состояние предприятия.
Метод процента от продаж имеет ряд существенных недостатков:
- Закрепляет сложившуюся структуру активов и пассивов предприятия, что крайне нежелательно для предприятий, имеющих неудовлетворительные показатели платежеспособности и ликвидности;
- Переносит на плановый период уровень эффективности использования оборотного капитала;
- Не учитывает эффект производственного рычага;
- Не учитывает влияние изменения форм расчетов с поставщиками и покупателями на размер дебиторской и кредиторской задолженности.
В тоже время простора расчетов и возможность получения плановой формы баланса активов и пассивов при наличии крайне ограниченной информации делает метод процента от продаж достаточно популярным.