Система показателей рентабельности

Показатели рентабельности являются относительными характеристиками финансовых результатови эффективности деятельности предприятия. Они измеряют эффективность предприятия как отношение прибыли к абсолютной величине фактора, ее порождающего, - капиталу, обороту, выручке, издержкам.

Существует большое количество показателей рентабельности, которые характеризуют эффективность деятельности предприятия с различных позиций. Эти показатели можно сгруппировать по 3-м направлениям:

  • рентабельность продукции;
  • рентабельность продаж;
  • рентабельность капитала.

Показатели рентабельности продукции (Рп) измеряют эффективность производства и реализации различных видов конечной продукции фирмы. Существуют следующие подходы к расчету данных показателей

1,                              (7.10)

где Пед- прибыль в структуре цены единицы продукции, р.,

Сед – себестоимость единицы продукции, р.

2,                         (7.11)

где Прп – прибыль от реализации продукции (прибыль от продаж), р.;

Срп –  полная себестоимость реализованной продукции, р.

Показатели рентабельности продаж имеют особую значимость в финансовом управлении для оценки доходности отдельных видов продукции. В зависимости от того, какой показатель прибыли находится в числителе формулы, можно выделить следующие показатели, относящиеся к данной группе:

рентабельность продаж(Рпрод)

3                                  (7.12)

чистая рентабельность продаж (ЧРпрод)

4,                                  (7.13)

где Ппродаж – прибыль от продаж, тыс. р.;

П чис– чистая прибыль, тыс. р.;

В – выручка от продаж, тыс. р.

Пример. Рассчитать рентабельность продукции и рентабельность продаж.. В отчетном квартале было реализовано 300 изделий по цене 50 тыс. за штуку. Полная себестоимость единицы изделия в отчетном квартале – 35 тыс.р.

Решение: 

В = 300*50 = 15000 тыс. р.

Ппродаж = 15000 – 300*35 = 4500 тыс.р.

Р п = (50 – 35)*100/35 = 42,9 %

Рпрод = 4500 * 100/ 15000 = 30 %

3. Показатели рентабельности капитала показывают, сколько рублей прибыли приносит использование одного рубля капитала. Данная группа показателей характеризует взаимосвязь прибыли и инвестиций и является наиболее важной в системе показателей рентабельности для оценки эффективности деятельности предприятия.

К показателям рентабельности капитала относятся:

рентабельность капитала (Рк)

5,                               (7.14)

чистая рентабельность капитала (ЧРк)

6,                             (7.15)

рентабельность собственного капитала (Рск)

8.                             (7.16)

Чистая рентабельность собственного капитала (ЧРск) показывает, сколько рублей чистой прибыли приходится на рубль собственных вложенных средств:

7,                           (7.17)

где Пдон – прибыль до налогообложения, тыс. р.;

К – средняя величина капитала предприятия, тыс. р.;

СК – средняя величина собственного капитала предприятия, тыс. р.

Рентабельность производства (рентабельность основной деятельности)  характеризует эффективность использования основных и оборотных средств предприятия. Данный показатель рассчитывается по формуле:

9,                   (7.18)

где Прп – прибыль от реализации продукции, тыс. р.;

Ф – среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р.;

ОбС – средняя величина оборотных средств предприятия, без учета краткосрочных финансовых вложений, тыс. р.

Мультипликационная модель рентабельности капитала

10.           (7.19)

На основании данной модели выделены следующие факторы, влияющие на рентабельность капитала:

рентабельность продаж (11);

оборачиваемость капитала (12).

Мультипликационная модель чистой рентабельности собственного капитала

13.      (7.20)

Данная формула позволяет исследовать влияние на рост или снижение доходности собственного капитала фирмы трех факторов:

  • изменений чистой рентабельности продаж (Пчис/В);
  • изменений оборачиваемости капитала (В/К);
  • изменений структуры капитала фирмы (коэффициента финансовой зависимости) (К/СК).