Сущность, цели и задачи финансового планирования

Автор admin, дата создания Вт, 02/23/2010 - 16:07.

В рыночной экономике планирование позволяет не только скоординировать деятельность отдельных подразделений предприятия  по достижению перспективных целей, но и осуществить оптимизацию экономических последствий принимаемых решений. Кроме того, качественно разработанные планы снижают вероятность недополучения ожидаемых результатов. Таким образом, планирование – важнейшая функция управления, позволяющая управлять рисками и достигать успеха.

Хотя в литературе обнаруживаются разные определения планирования, можно с уверенностью утверждать, что большинство из них опираются на трактовку, данную  Р.Л. Акоффом, который рассматривал планирование как процесс разработки вариантов желаемого будущего и нахождения путей наиболее эффективного приближения к нему.

В системе планирования можно выделить подсистему финансового планирования.

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера в области финансовых отношений и определения путей наиболее эффективного их достижения.

Нельзя отождествлять финансовое планирование с планированием деятельности финансовой службы предприятия.

К объектам финансового планирования могут относиться:

  • предприятие в целом и его бизнес-единицы;
  • производственные, функциональные и проектные  подразделения предприятия;
  • бизнес-процессы;
  • продукты или продуктовые линии.

На передовых предприятиях специально для целей финансового управления разрабатывают финансовую структуру, которая может не совпадать с юридической структурой и организационной структурой управления.

Финансовая структура предприятия определяет состав, соподчиненность, полномочия и ответственность центров финансовой ответственности.

В этом случае объектами финансового планирования и контроля являются центры финансовой ответственности.

Центр финансовой ответственности (ЦФО) – структурное подразделение предприятия, осуществляющее определенный набор хозяйственных операций, способное оказывать непосредственное воздействие на расходы и/ или доходы,  финансовые результаты, притоки и оттоки денежных средств.

Вся деятельность подразделений в качестве ЦФО отражается в финансовых планах (бюджетах), которые консолидируются вначале на уровне подразделений, а потом на уровне предприятия в целом.

Необходимо отметить, что в отечественной практической деятельности финансового планирования часто встречается заблуждение по поводу того, что объектами финансового планирования являются доходы, расходы, прибыли (убытки), поступления, платежи (выбытия), инвестиции (дезинвестиции) фирмы в целом и ее отдельных подразделений.

Предметом финансового планирования являются:

  • финансовые цели деятельности предприятия и его структурных подразделений;
  • будущие  значения плановых финансовых показателей  объектов финансового планирования;
  • финансовые отношения предприятия и его структурных единиц;
  • доходы, расходы и финансовые результаты в разрезе объектов финансового планирования;
  • активы, пассивы, источники формирования финансовых ресурсов и направления использования финансовых ресурсов предприятия;
  • денежные поступления и выплаты.

В рыночной экономике в процессе финансового планирования не просто констатируют факт о том, какие и в каком размере финансовые ресурсы необходимы для функционирования фирмы, но и определяют рациональную структуру источников финансирования с учетом обеспечения финансовой устойчивости, платежеспособности предприятия и эффективности использования ресурсов.

Ряд зарубежных авторов сущность финансового планирования трактуют более узко. Например, Хан Д. под финансовым планированием понимает планирование движения денежных средств. Однако, большинство отечественных ученых считают, что финансовое планирование наряду с денежными потоками включает планирование финансовых результатов, активов и пассивов, инвестиций и источников их финансирования.

Информация, полученная в результате финансового планирования, может предоставляться как внутренним, так и  внешним по отношению к объекту пользователям.

Раскрываемая для внешних пользователей плановая информация способствует созданию целостного и привлекательного образа фирмы, объясняя при этом ту экономическую и социальную роль в обществе, которую фирма намерена играть. Кроме того, внешняя плановая финансовая информация о предприятии необходима заинтересованным в его деятельности лицам для принятия соответствующих решений. Правила раскрытия такой информации, как правило, стандартизируются и закрепляются правовыми актами.

Особенностью внутрифирменного финансового планирования является то, что полученная в результате данного вида планирования информация, прежде всего, предназначена для внутреннего пользования.

Главная цель финансового планирования на современном этапе заключается в обосновании стратегии фирмы на товарных, финансовых, информационных и других рынках на предстоящий хозяйственный период с позиций экономического компромисса между доходностью, ликвидностью и риском, а так же  в определении необходимого объема финансовых ресурсов и выборе оптимальных источников их формирования.

Задачами финансового планирования являются:

  • прогнозирование финансового состояния предприятия;
  • оценка финансовой реализуемости  проектов стратегических планов;
  • определение потребности в финансовых ресурсах и направлений их эффективного использования;
  • определение рациональной структуры и объема источников финансирования;
  • балансирование предполагаемых поступлений и расходов денежных средств;
  • оценка результативности производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений в плановом периоде с точки зрения конечных финансовых результатов;
  • предоставление информации для оценки эффективности инвестиционных проектов.

Итак, финансовое планирование (при широком понимании его сущности)  должно осуществляться  на стратегическом, тактическом и оперативном уровнях и охватывать:

  • планирование доходов, расходов и финансовых результатов;
  • планирование активов и пассивов (балансовое планирование);
  • планирование денежных поступлений и выплат.