Учет является важной функцией управления предприятием.
На предприятии осуществляют различные виды учета:
- бухгалтерский учет;
- налоговый учет;
- статистический учет;
- управленческий учет.
Общими требованиями при предоставлении учетной информации являются:
- своевременность;
- полнота;
- достоверность.
Бухгалтерский, налоговый и статистический учет регламентируются нормативно-правовыми актами.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения в денежном выражении информации об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Цель бухгалтерского учета – составление финансовых документов для внешних пользователей
Бухгалтерский учет в системе управления предприятием выполняет информационную функцию и функцию контроля.
Последовательность нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету по юридической силе в порядке убывания:
1. Кодексы РФ.
2. Федеральный закон «О бухгалтерском учете».
3. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
4. Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету и отчетности (ПБУ).
5. План счетов бухгалтерского учета.
6. Приказы Министерства Финансов РФ.
7. Рабочие документы самого предприятия.
Положение по бухгалтерскому учету (ПБУ) – это установленные принципы, правила и способы ведения бухгалтерского учета хозяйственных операций и предоставления бухгалтерской отчетности.
Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.
Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.
Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно. Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета.
Последовательность нормативных правовых актов, регулирующих порядок взимания налогов и сборов, по юридической силе в порядке убывания:
- Налоговый кодекс РФ.
- Законодательство субъектов РФ.
- Нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.
- Постановление Правительства РФ «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».
- Правила и нормы международных договоров РФ.
Целью управленческого учета является информационное обеспечение внутрифирменного управления. При этом учетные принципы формируются организацией самостоятельно.
Юридические лица, их филиалы и представительства, граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, обязаны представлять в Федеральную службу государственной статистики статистическую информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений, по формам государственного статистического наблюдения на безвозмездной основе.
К основным формам федерального государственного статистического наблюдения, составляемым предприятиями, относятся:
№ П-1 "Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг";
№ П-2 "Сведения об инвестициях";
№ П-3 "Сведения о финансовом состоянии организации";
№ П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников";
№ 5-З "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции, работ, услуг"
Статистический учет в России регламентируется следующими основными документами:
1. Законом РФ от 13 мая 1992 г. № 2761-1 "Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности" (с изменениями от 30 декабря 2001 г.).
2. Постановлением Госкомстата РФ "Об утверждении порядка заполнения и предоставления унифицированных форм федерального государственного статистического наблюдения".
3. Положением о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений (утв. постановлением Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154).
Предоставление статистической информации, содержащейся в формах государственного статистического наблюдения, которая отнесена к государственной тайне, осуществляется Федеральной службой государственной статистики в порядке, установленном Законом Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 "О государственной тайне".
Нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представления недостоверной статистической информации влечет наложение административного штрафа.